Люблю и наказываю

Когда у меня родился первый ребенок, то речь о наказании не шла в принципе. Ребенок
был долгожданный, желанный и отношение было трепетное. Каждая слезинка на вес
золота.

Но время шло. И стали возникать разные вопросы, в том числе, и как
организовать нашу жизнь так, чтобы всем было комфортно, и как воспитывать ребенка, и
как добиваться того, чтобы ребенок слушался. После появления второго и третьего
ребенка эти вопросы стали настолько животрепещущие, что пришлось признать:
врожденного родительского таланта не хватает, нужно учиться. Были прочитаны разные
книги и статьи. Все что было прочитано, было протестировано на живых детях. Здесь я
бы хотел поделиться теми техниками, которые работают в нашей семье, может быть,
кому- то это будет полезно.
Давайте для начала разберемся, что такое наказание.

Я бы объяснил это следующим
образом: наказание — это что- то неприятное, что происходит с человеком который
нарушил правила. Из этого определения можно сделать, как минимум, 3 вывода.
Первый, так как наказание штука неприятная, то оно должно вызывать грусть, сожаление,
эмоциональное расстройство, возможно, крик или плач. Если наказание не вызывает
никаких эмоций, то оно бесполезно. И утешать после наказания тоже не надо (впрочем, и
злорадствовать тоже не следует).
Второй вывод, правила должны быть. Ребенок должен знать об этих правилах. А также о
правилах должны знать все в семье, то есть все дети, мама и папа, бабушки, дедушки,
тети и дяди, няни и др.
Третий вывод, наказание обязательно следует за нарушением правил. Я называю это
принципом горячего утюга. Горячий утюг всегда обжигает. На этом моменте позвольте
мне остановится подробнее, так как этот принцип, как мне кажется, является одним из
ключевых. Я понимаю, что в контексте наказаний слово утюг, да еще горячий, вызывает
четкую ассоциацию: 90-е, черные кожаные куртки и др. Но я хотел написать совсем о
другом. Утюг — полезный и нужный бытовой прибор. Есть правила его использования:
держаться нужно за ручку, нельзя трогать подошву утюга. Кто будет нарушать это
правило, тот обожжется. И так происходит всегда. Более того ответственность за ожог
лежит на том, кто нарушил правило. Виноват не утюг, не человек, который дал им
попользоваться, а виноват именно тот человек, которая нарушил это правило. Таким
образом и наказание в случае нарушения правил должно быть всегда, и решение о
наказании принимает тот, кто нарушил правило. Решение принимается осознанным
нарушением правил. Давайте подумаем о том, что будет происходить, если нарушать
принцип горячего утюга. Ребенку огласили правила и огласили наказание. Он тут же
нарушает это правило, а родителям жалко, и они не наказывают. У ребенка формируется
мнение о том, что правила можно нарушать, а еще можно обманывать.

Вдумайтесь! Это очень сильная фраза. Если Вы ребенку пообещали наказание, а потом оно не
состоялось — то Вы обманули ребенка.
Итак, с какого возраста нужно или можно начинать наказывать?

Мой опыт подсказывает, что с 1.5-2 лет. То есть в том возрасте, когда ребенок точно понимает, что вы ему
говорите, и в чем суть правила и наказания. Если ребенок меньше, а правило важное,
например, не трогать розетку, то мы использовали следующий прием. Когда ребенок
лезет в розетку, мы говорим, что туда лезть не надо-опасно! Ребенок, совершенно
логично, продолжает лезть. После этого мы делаем мелкий-мелкий щипок на руке.
Знаете, такой, очень неприятный. После этого ребенок уже не лезет. И в случае чего, у
ребенка вырабатывается очень хороший условный рефлекс на слово “Опасно”. Во всех
остальных случаях, такого маленького ребенка, как мне кажется, нужно отвлекать, а не
наказывать.
Как наказывать?
Вот приемы, которые мы активно используем.

1. Предупреждение. Самый мягкий и простой способ. В случае нарушения, сказать о
том, что это не хорошо, это родителям не нравится и если нарушение повторится,
то последует наказание.

2. Изоляция. Суть наказания заключается в том, чтобы уменьшить внимание, которое
уделяется ребенку. Можно, конечно, ставить в угол. Но в углу очень сложно
контролировать ребенка. Он постоянно вертится. А суть этого приема заключается
в исключении внимания. Таким образом, мы просто отправляем в свою комнату на
2 минуты. Очень желательно, чтобы в этот момент в комнате никого не было, а так
же не было ничего интересного в виде компьютера, планшета, телефона и др. Там
должно быть скучно и одиноко. После окончания времени изоляции-об этом нужно
сказать, так как, кто начинает наказание, тот и заканчивает.

3. Лишение благ. Весь мир наслаждений ребенка целиком и полностью зависит от
его родителей. Дети не имеют возможности самостоятельно зарабатывать деньги,
а почти все, что приятно в этой жизни-стоит денег. Поэтому лишение благ-это
очень сильный инструмент. В нашей семье это лишение мультиков и конфет. В
зависимости от уровня нарушения может варьироваться длительность наказания:
до обеда, до сна, до ужина, целый день. Больше одного дня я смысла не вижу.
Мне кажется, что для маленьких детей один день-целая вечность. А два и более
дней-это уже что-то за пределом понимания. Особенно эффективно, когда одна
сестра провинилась, а вторая нет. Поэтому первая не получает конфеты в то
время, как вторая демонстративно получает и ест конфеты. Делиться в этой
ситуации запрещено.

Всего 3 приема. Для двух девочек 3 и 5 лет этого нам хватает.
Последний нюанс, который мне кажется важным. Наказание не нужно путать с актом
возмездия. Не нужно злиться или раздражаться по каждому нарушению правил. Просто
включается соответствующее наказание, и всё. Это очень легко сказать, и сложно сделать. Может быть, Вам поможет тот факт, что даже самые послушные дети слушаются
в 8 из 10 случаев. Лучше не бывает! У нас в среднем 50 на 50.
За наказанием обязательно должен следовать период исправления, когда ребенок
выполняет правила и щедро вознаграждается за это вниманием и поощрением
родителей. Потому что в случаях отсутствия такого периода, когда наказания не
заканчиваются и превращаются в бесконечную цепь, то сам их смысл утрачивается и
эффективность стремится к нулю.

После всего прочитанного в этой заметке, наверное, возникает вопрос, ну и при чем здесь
любовь? Оказывается, что на самом деле детям очень нужны правила и рамки. Им очень
комфортно и спокойно, когда они находятся внутри этих рамок. Тогда их мир становится
для них понятным и предсказуемым. И родители, как самые главные люди в мире
ребёнка, воспринимаются, как некто, кто управляет жизнью. Таким образом, как мне
кажется, создание и поддержание определенных рамок и правил, границ поведения,
является частью проявления любви и заботы о ребёнке.
Конечно, я не профессиональный психолог. Это только мое мнение и мой личный опыт.
Просто хочется делиться и обмениваться опытом.

Сазонов Евгений,
бизнес-тренер, автор статей сайта
«Развитие ДетОК», отец троих детей. 

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

два × четыре =