Детей воспитывать — это вам не лифчики продавать… Направленное внимание в воспитании детей

В один из прекрасных выходных дней мы пошли с семьей погулять. Так как дело было зимой, то гулять мы пошли в торговый центр, в котором была зона развлечения для детей. Мы отлично погуляли: жена сходила погуляла по супермаркету, девчонки попрыгали на батуте, побегали, побесились, поиграли. Все было супер, пока не пришло время собираться домой. И тут у нашей старшей дочери (4 года)  случилось то, что мы называем «перегул». Она не хотела обуваться, она не хотела одеваться. Она вообще расплакалась и начала орать на весь торговый центр. При этом младшая дочь (2 года) вела себя абсолютно адекватно, оделась, обулась, стояла и с интересом наблюдала, что же будет дальше. И тут, таки произошло нечто интересное. Рядом с нами была торговая точка, в которой некая добрая женщина продавала трусы и лифчики. И вот эта, как я уже сказал, добрая женщина решила нам помочь. Она выходит из своего магазинчика, в ее руках ОДНА конфета, подходит к нам, наклоняется и протягивает эту ОДНУ конфету (и тут внимание!) орущему ребенку со словами: Держи конфетку, только не плачь!

Молчание.
Занавес.

Я оторопел. Не зная, что сказать, я ей так прямо и говорю:

—Вы бы лучше дали конфеты ребенку, который не плачет!

Добрая самаритянка с лицом человека, которому плюнули прямо в сердце, пошла за второй конфетой.

 

Чему учит эта  история?

Представьте себе древние времена и первобытное общество.  Люди почти животные.  Ребенок человека, как и сейчас, растет 2-3 года до времени, когда он может хоть как-то о себе позаботиться.   Это колоссальный срок! Как выжить ребенку, который еще ничего не умеет?  Ответ прост.  Надо уметь привлекать внимание.  Ребенок, который привлекает внимание, выживает, а тот, кто тихонько лежит себе в уголке, сокращает свои шансы.
Таким образом, дети физически, на первобытном уровне испытывают необходимость во внимании. Им оно нужнее, чем воздух. Шучу, конечно, воздух нужнее. В общем, внимание на втором месте после воздуха. Причем внимание любое. Любое! Лучше всего, конечно, когда родители хвалят. Но если ругают—это все равно внимание. И это уже Супер! Хуже всего—это  игнорирование.
Вот так и получается простой совет: если есть поведение,  которое вы хотите закрепить—ребенка нужно хвалить. Если есть поведение, которое вас не устраивает и это не критично—игнорируйте. Если поведение неприемлемо—поругайте (накажите и др.), и как только поведение изменится—тут  же похвалите.
Раньше я не знал этого правил и  делал все  всегда по-другому. Например, ребенок сидит и спокойно играется на полу. Для меня это повод для радости и спокойствия, и если вести себя уверенно и неторопливо, как сапер, то можно посидеть в ФБ. И вот как только я слился с мировой паутиной,   ребенок начинает лезть в сервант (да, у нас дома есть сервант J). Я, естественно раздраженно, потому что не всем лайки поставил, начинал орать на ребёнка. В голове малыша формируется четкое понимание того, что спокойная игра вызывает отключение папы, а сервант вызывает активацию отца. И вот таким образом сервант (чтоб ему не ладно) становится источником получения дозы внимания.

Казалось ли вам, будто ребенок  делает что-то на зло? Вы уже сто раз просили, кричали, наказывали за это? А ребенок продолжает это делать. И всегда в самый неподходящий момент. Да-да, это и есть  именно оно, ребенок привлекает ваше внимание. Он точно знает, какие именно его действия приведут к этой вспышке гнева с вашей стороны. И все, внимание гарантировано!
Теперь я делаю вот так. Ребенок сидит и спокойно играется. Я хвалю свою любимую доченьку, говорю, как я рад, что она уже такая взрослая и сама играется. И стараюсь делать это максимально приятно.   И после этого у меня есть несколько минут на лайки. Так ребенок получает информацию о том, что родителям нравится, когда он проявляет самостоятельность и  находит сам себе занятие.

 

Потом уже, в какой-то умной книге я прочитал, что это называется направленное внимание. Так вот это направленное внимание работает по тому же принципу и с несколькими детьми.

 

Представьте себе ситуацию. Семейный обед выходного дня. Мама постаралась и наготовила всего вкусненького. Стол накрыт. По всей квартире распространяется блаженный запах сытного обеда. Детей позвали за стол. И один ребенок послушно помыл руки и сел за стол. А второй нет. И сначала его уговаривают помыть руки, а потом сесть за стол. Ну, наконец-то все уселись. И тут опять начинается. Послушный ребенок молча кушает, а непослушный снова капризничает, и оба родители в два голоса начинают его уговаривать, приказывать, подкупать, призывать, наказывать, кричать и др. И так продолжается весь обед. Знакомо?

Но мы, в нашей семье, изменили эту традицию. Мы теперь хвалим послушного ребенка, а непослушного игнорируем. И это работает! Капризный ребенок понял, что правильное поведение вызывает больше приятного внимания родителей.

Итак, выводы. Детям очень нужно внимание. Если они его не получают, они начинают его «заслуживать» любым способом. Чтобы этого не происходило, мы уделяем внимание положительному поведению, игнорируем негативное, или прибегаем к быстрому, но не очень (по возможности) эмоциональному наказанию, и как только поведение ребенка меняется—то он получает очень-очень много позитивного внимания от нас. Благодаря этому простому приему дети стали вести себя  лучше и нам стало спокойнее.

В общем, я бы дал конфетку ребенку, который не плачет.

Сазонов Евгений. 

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

7 + семь =