Развитие детей раннего возраста через действия с предметами: сенсорика

Ребенок при помощи взрослого осваивает способы использования ряда вещей, предметов. Помимо предметных действий, связанных с бытовой деятельностью, большое место в этот период отводится обучению детей обращению с дидактическими игрушками (пирамидками, кубиками, вкладышами), а также орудийным действиям − умениям пользоваться несложными предметами-орудиями: палкой, чтобы приблизить к себе отдаленный предмет, сачком для вылавливания плавающих игрушек, совком и лопаткой в игре с песком и снегом.

В процессе овладения действиями с предметами происходит сенсорное развитие детей, совершенствуется восприятие предметов и их свойств (формы, величины, цвета, положения в пространстве). Сначала по образцу, а потом и по слову ребенок может из двух-трех цветных шариков выбрать один требуемого цвета или из двух-трех матрешек разной величины (резко контрастных) выбрать самую маленькую. Например, малыш 1 года 6−7 месяцев может правильно оценивать расстояние, он уже не тянется, как раньше, к высоко расположенной игрушке, а просит взрослого достать ее. По предложению взрослого он может на ощупь вынуть предмет из мешочка.

В решении задач сенсорного развития существенную роль играет подбор игрушек и пособий разных по цвету, форме, материалу. Следует подбирать предметы контрастные по одному из признаков, но сходные по другим (например, шарики, кубики одного цвета, но разные по размеру). Разнообразие предметов и их свойств привлекает внимание детей, а подчеркнутое различие и сходство признаков углубляет, уточняет восприятие.

Рекомендуемы игрушки и дидактический материал.

Матрешки. Начинаем работу с двумя контрастными по размеру. Сравниваем их путем соотнесения, расположив рядом. Просим ребенка показать большую (маленькую) матрешку.

Пирамидка. Начинаем сравнивать два кольца между собой. Просим ребенка найти самое большое. Нанизываем кольца, проверяя правильность выполненного задания пальчиком. Просим ребенка «пошагать» снизу вверх или наоборот.

Кубики. Строим домик из двух кубиков одинаковых цветов. Ставим большой кубик, а на него – маленький.

Соотносим предметы по величине. Две куклы (мягкие игрушки), большая и маленькая. Берем большую и маленькую ложки. Предлагаем ребенку найти большую ложку и дать большой куклу (мягкой игрушке).

Волшебный мешочек. В мешочек складываем несколько предметов, разных по форме и контрастных по размеры: маленький кубик и большой, маленький мячик и большой. Предлагаем ребенку найти мяч, размер не имеет значения. Варианты заданий можно менять по мере того, как ребенок справится с предыдущими заданиями.

Во время бодрствования игрушки нужно располагать на столе так, чтобы ребенку было удобно играть. Лучше использовать одно пособие или игру.

Организуя предметную деятельность детей, надо следить за тем, чтобы каждый вид дидактического пособия использовался ребенком по назначению; в случае отсутствия у него умения действовать с игрушкой взрослый обучает его, пользуясь методом пассивных движений. Во избежание утомления детей, длительно занимающихся с одной и той же игрушкой и выполняющих при этом одни и те же заученные действия, следует переключить их на деятельность с другими игрушками.

Материал из книги «Дошкольная педагогика», 1978.

 

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

16 + 12 =