Логическое мышление дошкольников: на что обратить внимание в старшем дошкольном возрасте?

Безусловно, развитие логического мышления детей является важным показателем общего уровня интеллектуальной подготовки ребенка. К концу дошкольного возраста у детей формируются элементы логического мышления с опорой на понятия. Именно в старшем дошкольном возрасте родители и педагоги должны обращать внимание на формирование у детей логических приемов (операций) умственной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения строить простейшие умозаключения на основе причинно-следственных связей.

Логическое мышление старшего дошкольника характеризуется тем, что речевое действие осуществляется с опорой на понятие; при этом ребенок в состоянии продумать план действий, а затем выполнить соответствующее действие. Поэтому, говоря о старшем дошкольном возрасте, правильно говорить понятийно-логическое мышление.

Важным моментом, который определяет успешное формирование понятийно-логического мышления у детей является обучение детей элементарным операциям логического мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация, сериация.

Какие логические операции доступны для детского восприятия?

Анализ − логический прием, метод исследования, разложения предмета на составные части, каждая из которых затем отдельно исследуется для того, чтобы выделенные элементы соединить с помощью синтеза в целое, обогащенное новыми знаниями. Анализ предполагает выделение свойств объекта, или выделение объекта из группы, или выделение группы объектов по конкретным свойствам.

Синтез − логический прием, предусматривающий соединение в целое отдельных частей, свойств на основании обогащения знаний в процессе анализа.

Задания на формирование умения вычленять элементы (признаки) объекта, а также их объединение в целое можно предлагать и более младшим детям. В работе также можно использовать раздаточный материал (индивидуальный или демонстрационный) с различными заданиями на выполнение анализа и синтеза. Отметим, то чаще всего задание включает в себя и анализ, и синтез.

Деятельность, активно формирующая синтез в дошкольном детстве − это конструирование. Задачи по конструированию имеют разный уровень сложности, поэтому следует начинать с самых простых задач типа «делай так же как я». Логика внедрения задач по конструированию должна быть такой:

  1. Ребенок учится воспроизводить объект, повторяя за взрослым весь процесс конструирования.
  2. Ребенок учится воспроизводить объект, повторяя процесс построения по памяти.
  3. Самостоятельное восстановление способа построения уже готового объекта (задания типа „сделай такой же”).
  4. Творческие задания: задания даются без образца, ребенок работает по представлению, но должен придерживаться заданных параметров (сделай высокий дом или сделай гараж именно для этой машины).

Сериация  − построение упорядоченных рядов по степени интенсивности определенного признака (размер, цвет, количество элементов и т. д) или в определенной последовательности. Классический пример сериации − матрешки, розовая башня Марии Монтессори.

К концу дошкольного возраста ребенок может овладеть такими умениями, которые необходимы для осуществления сериации:

  1. Находить закономерность расположения объектов в ряду по одному признаку.
  2. Упорядочивать объекты, размещенные в ряд, по принципу случайности.
  3. Находить закономерность в расположении объектов, упорядоченных по двум или более признакам.

Сравнение − логический прием умственных действий, заключается в выявлении сходства и различий между признаками объектов (предметов, явлений, групп предметов).

Во время обучения сравнению ребенок овладевает такими умениями:

  1. Выделять признаки объекта на основе сопоставления его с другими объектами;
  2. Определять общие и отличительные признаки сравниваемых объектов;
  3. Выделять важные и неважные признаки объекта.

Классификация − это логический прием умственных действий, который предполагает разделение множества объектов на группы, классы по каким-то признакам, которые выступают основой для классификации.

Можно выполнять классификацию по заданному свойству или предлагать задачи с самостоятельным поиском детьми основы для классификации (для старших дошкольников). Например, на столе разложены картинки с такими изображениями: зайчик белый без морковки, белый зайчик с морковкой, серый зайчик с морковкой и серый зайчик без морковки. Предлагая задания классифицировать по заданному свойству, взрослый попросит ребенка распределить зайчиков на две группы по цвету. Цвет в данном случае выступает основой для классификации. Эти же картинки можно будет распределить и по другой основе для классификации — наличие или отсутствие у зайчиков морковки.

Обобщение − характеристика познавательных процессов, что заключается в выявлении и фиксации относительно устойчивых свойств объектов. Это процесс умственного объединения в одну группу предметов и явлений по их основным признакам.

Примеры заданий

Для развития логического мышления детям чаще всего предлагают задачи, которые связаны с выполнением различных логических операций: анализ, синтез, сериацию, обобщение, систематизацию. Эти задачи могут носить как вербальный, так и невербальный характер, сопровождаться наглядностью (карточки с изображением предметов, предметы, объекты природы и т. п).

В процессе развития логического мышления детей взрослые должны обратить внимание на использование различных дидактических средств, способствующих повышению интереса, внимания детей, стимулирующие их к обучению. Так интересные задачи разного уровня сложности привлекают внимание детей, активизируют мышление, вызывают устойчивый интерес к поиску решения.

Развитое на достаточном уровне логическое мышление — залог успешного обучения ребенка в школе!

Сазонова Анастасия.

СКАЧАТЬ тетрадь «Развиваем мышление» БЕСПЛАТНО

СКАЧАТЬ тетрадь «Развиваем восприятие» БЕСПЛАТНО

СКАЧАТЬ тетрадь «Изучаем времена года» БЕСПЛАТНО

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

десять + девять =