Какие арифметические задачи можно решать с детьми?

С самого рождения ребенок сталкивается с решением различных задач: выбор друзей, игрушек, распределение приборов, инструментов по количеству людей… Решение задач помогает ребенку лучше понять взаимосвязи в окружающей его среде, дает возможность использовать на практике полученные знания. Конечно, ребенок не рождается с готовым умением решать задачи, его нужно этому учить. И чем раньше Вы начнете знакомить дошкольника с понятием «задача» и учить ее решать, тем лучше для развития ребенка. Решение задач способствует развитию логического мышления. Ребенок учится анализировать ситуацию, прогнозировать результат, планировать, а также практикуется в вычислительной деятельности.

Арифметическая задача – это маленький рассказ, в котором есть числа, их не менее чем два, а в конце рассказа обязательно стоит вопрос, который требует определить неизвестное количество. Вопрос начинается словами „сколько” или „на сколько”. В арифметической задаче ребенок с помощью взрослого, всегда может выделить две части: условие и вопрос.

Как правило, готовясь к школе, родители стараются решать с детьми разные задачи. Но следует обратить внимание на то, что разнообразие этих задач очень велико и важно проработать с детьми все типы простых задач. Простые задачи, т. е. задачи, решаемые одним действием, принято распределять на три группы.

К самому легкому типу относятся простые задачи, в которых надо найти сумму или остаток. В этих задачах предметов, о которых идет речь в условии, становится больше или меньше. В условии таких задач обязательно есть глагол, который будет «подсказывать» ребенку, каким действием надо решать задачу. Прилетели, добавили, подарили, посадили, приклеили, нарисовали — значит стало «больше» предметов — значит решаем сложением. Забрали, унесли, вырезали, отдали, улетели, уехали, съели — значит стало «меньше» предметов — значит решаем вычитанием.

Задачи на нахождение суммы и остатка чаще всего предлагают родители детям. Они самые легкие, но освоив их, нужно не забывать переходить к работе с более сложным типом.

Другая группа задач более сложна для освоения детьми. С ними знакомят детей, когда они с легкостью выделяют в примерах на сложение первое слагаемое, второе слагаемое и сумму, а в примерах на вычитание — уменьшаемое, вычитаемое и разность. Это задачи на нахождение неизвестного компонента. При решении этих задач необходимо проанализировать связь между компонентами и результатом арифметических действий.

  • Это могут быть задачи на нахождение первого слагаемого по известной сумме и второму слагаемому. Например: „Девочка нарисовала несколько яблок и одну грушу. Всего четыре фрукты. Сколько яблок нарисовала девочка?”.
    В этих задачах всегда известно то, что мы прибавляем и сколько стало. А вот число к чему мы прибавляем надо найти. Решаем такие задачи вычитанием: С−В=А, поскольку А+В=С.
  • Также к этому типу относим задачи на нахождение второго слагаемого по известной сумме и первому слагаемому. В таких задачах в условии говорится сколько было и сколько стало, а вот сколько добавили не известно. Например, „Девочка нарисовала три яблоки и несколько груш. Всего шесть фруктов. Сколько груш нарисовала девочка?”. Такие задачи решаем сложением. Хотя дети часто путают, так как глагол в условии подсказывает нам, что нужно складывать. С−А=В, поскольку А+В=С. Такого типа задачи лучше всего решать с детьми с использованием наглядности. Можно использовать такие картинки:

zadacha1

  • Еще один тип таких задач — на нахождение уменьшаемого по известным вычитаемому и разности. Например, „Дети сделали на дерево несколько украшений. Одну они уже повесили, осталось еще три. Сколько всего украшений сделали дети?”. В таких задачах мы знаем, сколько осталось (разность) и сколько отняли (повесили, унесли, забрали, отдали — это уменьшаемое). В задаче надо найти сколько было в самом начале, до того, как мы предприняли действия — это нахождение уменьшаемого. Задача такая решается сложением: Y+Z=X поскольку X−Y=Z.
  • И последний тип таких задач — это на нахожденияе вычитаемого по известным уменьшаемому и разности. Такая задача похожа на предыдущей тип, но нам в условии известно сколько было и сколько осталось.  Вопрос просит узнать, сколько забрали (повесили, отдали, съели…). Например, „Дети сделали на дерево шесть украшений. Когда они повесили на дерево несколько украшений, у них осталась одна. Сколько всего украшений сделали дети?”. Решается задача вычитание: Х−Z=Y поскольку X−Y=Z .

К третьей группе относятся простые задачи, раскрывающие отношения между числами, задачи на разностное сравнение. Это относительно не сложные задачи, но при их решении лучше всего использовать наглядность. Идеально подойдут кубики — они могут заменить и яблоки, и машинки, и самолеты…

  • К этому типу можно отнести задачи на увеличение числа на несколько единиц. В этих задачах, чтобы узнать неизвестное число, необходимо выполнить увеличение другого числа. Например, „Женя сделал два самолета, а Костя на один больше. Сколько самолетов сделал Костя?”. Всегда в условии таких задач будет фраза «на .. больше». Задача решается сложением: А+Н=С.
  • Соответсвенно к такому типу можно отнести задачи на уменьшение числа на несколько единиц. В условии обязательно будет фраза «на … меньше». Например, „Мама вымыла пять чашек, а Леночка на две меньше. Сколько чашек вымыла Леночка?”. Такую задачу будем решать вычитание: X−N=Z.
  • И еще один тип задачи — это на разностное сравнение чисел. В условии дано два множества предметов (два числа) и эти данные надо сравнить. Например, „Кате подарили две конфеты, а Оле три. На сколько больше конфет подарили Оле, чем Кате?”.

 

Постарайтесь познакомить детей с разными типами задач. Освоив самые простые – на нахождение суммы и остатка – переходите к более сложным типам.  Помните, что условие задачи должно быть интересно и близко детям. Пусть в условии будут сказочные персонажи, вкусные конфеты, скоростные машины и красивые куклы…

Сазонова Анастасия,
главный редактор
интернет-журнала
«Планета Детства».

 

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

2 × один =